К.Ловков: Велосипедные войны. Эпизод 6-й. Техническая подготовка в межсезонье

Печать

 

altВажный элемент достижения результата на велосоревнованиях -  здоровье  вашего  велосипеда? Для серьёзной подготовки велосипеда к сезону нельзя надеяться на велосипедные мастерские – опыт 2-х лет негативный! Сезоны 2013-2014гг. доверял обслуживание прекрасных машин в руки горе мастеров ЕКБ, исправно оплачивал ремонты. На месте велосипед  проверить возможности не было, и по приезду домой выяснялись причины диких ремонтов! Колёса не крутятся, переключатели не работают?!  С 2015г. свои велосипеды готовлю сам. Что не понятно, смотрю на ЮТУБе  видео  ролики. Что нужно ревизировать, проверять на гоночном шоссейном велосипеде (и другие велосипеды…)? 1. Колёса. 2. Трансмиссия (переключатели, звезды, цепь, тросики переключения передач и тормозов).

Давайте заострим внимание на колёсах, как наиболее важном элементе велосипеда.

Колёса  велосипеда имеют три вида подшипников; насыпные, промышленные, керамические. Керамические подшипники колёс самые лучшие, но дорогие. Цены не любительские! Промышленные подшипники наиболее подходят для любителя, но требуют специального ухода. Все мои колёса на промышленных подшипниках. На каждом велосипеде имеется по 2 пары колёс.  1 пара тренировочная. 2-я пара боевая, гоночная. Смазку и регулировку колёс тренировочной пары провожу ежегодно. Боевые колёса обслуживаю 1 раз в 2 года. Это объясняется накатом в течение сезона. Пара тренировочных  колёс  накатывает 5.0 т.км. за сезон Урала. Гоночная пара 500-600км на соревнованиях и модельных тренировках. Тренировочные колёса; в промышленные подшипники на заводе закладывают густую смазку, которая сама по себе не даёт вращаться свободно колесу. Для спортсмена  желающего гоняться со скоростью 40 км\час и более, смазку в  тренировочных колёсах нужно менять. Смазку закладывать полужидкой консистенции. Для тренировок этого достаточно. В боевые колёса нужно закладывать жидкую смазку, которая закачивается медицинским шприцом. Лишнее масло выдавит из-под уплотнения, останется ровно столько, сколько необходимо для свободного вращения колеса. После замены смазки и регулировки подшипников, необходимо провести проверку баланса колеса по принципу автомобильных колёс. На новом немецком гоночном колесе дисбаланс достигал 14 грамм. Что происходит с колесом при дисбалансе см. учебное видео https://www.youtube.com/watch?v=mt9ItbEpsZAОпыт использованияколёс с балансировкой   оправдан на 200%. Снижается сопротивление качению, вибрация, возрастает безопасность катания на высоких скоростях. После соревнований в г.Пермь  ко мне подъехал мой конкурент на дорогих колёсах и внимательно стал рассматривать мой велосипед. Потом вопрос? Нет ли в моих колёсах мотора? На спусках он постоянно проигрывал приличные отрезки, контролируя меня визуально. В итоге на гонке в 35км. проиграл порядка 3мин. Секрет как раз в балансировке колёс, технология отработана и требует отдельной публикации. Трансмиссия велосипеда - важный элемент технического состояния велосипеда. Правильное переключение, лёгкость работы, надёжность и качество цепи, правильный подбор передних звёзд и задней кассеты всё должно соответствовать вашим задачам в гонках. Когда на старте видишь грязную цепь, изношенные звёзды, да и просто грязный велосипед, становится понятно – этот гонщик не конкурент в соревнованиях! Троса  переключателей не должны иметь следы износа рубашек, обрыва проволочек. Трос скользит в рубашке по  пластиковой трубке. Если пластик изношен, следовательно,  меняется  длина  троса  и  происходит неправильное переключение передач на звёздах. В этом любители часто проигрывают  свои старты при всех равных других условиях.  

Рассмотрим посадку на велосипед. Любителям-гонщикам нужно понимать для чего служит посадка на велосипед. Если любитель велосипедист в процессе тренировок испытывает дискомфорт; болят руки, промежность, шейный отдел – это факторы неправильной посадки. На велосипеде нужно сидеть, как в кресле у телевизора! Расслаблено, без напряжения. Как сесть правильно на велосипед? Существует несколько общепринятых правил. 1. Размер рамы подбирается под конкретного человека. 2. Ширина руля шоссейного велосипеда равна ширине плеч спортсмена. 3. Вынос  руля шоссейного велосипеда должен быть  100мм и более. Распределение  веса тела велосипедиста при правильной посадке 33% на руки, 33% на попу, 33% на ноги. Это идеальная  развесовка тела спортсмена при правильной посадке. В этом случае у вас не будет перегрузки на руки, попу и ноги. Давайте сделаем нагрузку на руки 40%! Через определённое время руки будут болеть, неметь пальцы.  Если подымете высоко седло,  увеличится нагрузка на  попу и будет болеть промежность. При низкой посадке будет болеть шея, колени и так далее…  Представьте  в  треугольнике рамы велосипеда центр тяжести  велосипеда – некая точка. Центр тяжести велосипеда находится под рамой в районе фляги с питьём. Если спортсмен сидит на велосипеде сбалансировано,  его  вес  тела  совпадает с центром тяжести велосипеда – это и есть комфортная и оптимальная позиция приложения всех сил велосипедиста. В этом положении гонщик выдает максимальную мощность педалирования. У профиков данная геометрия исследуется индивидуально по антропологическим параметрам гонщика. К этому нужно стремиться в идеале. См. схему подбора размера рамы велосипеда профиков. См. Приложение 1.

Подбор  рамы велосипеда в  соответствии с ростом человека. См. приложение 2. Выставление посадки спортсмена на велосипеде. На других велосипедах; шоссе разделка, МТБ, скоростной спуск, кроссовых - посадки имеют свои особенности, которые требуют детального рассмотрения и изучения. См. Приложение 3. Посадка на разделочном велосипеде. Практический совет подбора шоссейного велосипеда любителю. Стоя на ногах с велосипедом, между рамой велосипеда и промежностью спортсмена должен быть зазор не менее 10 см. Аэродинамика велосипедиста –составная часть успеха в соревнованиях. См. Приложение 4. Чем меньше площадь лобового сопротивления спортсмена, тем меньше усилий тратит гонщик на продвижение по дистанции.  Важное значение играет одежда велосипедиста. Одежда должна быть обтягивающей, без  внешних  карманов. Велосипед на соревнованиях не нужно обвешивать сумками, багажниками, фонарями  и другими бессмысленными аксессуарами. Любой лишний элемент на велосипеде будет воздушным тормозом. Покрышки шоссейного велосипеда имеют большое влияние на скорость велосипедиста. На спринтерских гонках, треке  применяют покрышки слики, гладкая поверхность качения, без протектора. При движении по асфальту в сырую погоду, применяют полуслики. Катящая поверхность гладкая с боковым рисунком для отвода грязи и влаги. При движении по грунтам покрышки с протектором, шипами в зависимости от условий поверхности. См. Приложение 5. Давление в покрышках шоссейного велосипеда. Суть велосипедного спорта  в  оптимизации всех внешних факторов, влияющих на скорость движения велосипедиста. В этом культура велосипедного спорта.